МБОУ Качалинская СОШ № 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Качалинская средняя общеобразовательная школа № 1

Доступная среда (дополнительная информация)

 

Толерантное отношение к инвалидам

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

 

— это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства».

Понятие «толерантность» можно представить как терпимость, веротерпимость (лат.) . Современный вариант понятия «Толерантность» можно трактовать также в соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.). Толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [4]. Рассматривая приведённые понятия, необходимо отметить огромную разносторонность, многосложность, разноуровненность и многогранность современного представления о толерантности.

Потребность и готовность учащихся включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей стране достаточно широко развита сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако в настоящее время в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".

Право ребенка с ОВЗ на получение образования может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

В связи с этим, одной из центральных задач в развитии образовательного  учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей толерантности.

Процесс формирования толерантного отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется с одной стороны руководителем образовательного учреждения (далее - ОУ) а с другой - специалистами и педагогами.

Усилия администрации и педагогического коллектива ОУ, осуществляющего интегрированное обучение, должны быть направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ОВЗ.

Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии, отводится в первую очередь специалистам психологической службы, которые работают в тесном взаимодействии с педагогами ОУ и логопедами.

Основной целью совместной деятельности является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с ОВЗ и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональ- ное самоопределение обучающихся.

Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации, организация сотрудничества и обеспечение свободы выбора сферы деятельности для социализированных форм самопроявления.

В рамках работы, по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:

1. Диагностика:

·         оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;

·         изучение особенностей когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии.

2. Консультирование:

·         психологическое просвещение учителей, консультирование и оказание помощи педагогам в реализации индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе;

·         формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с ОВЗ, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса.

3. Коррекция:

·         проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых» детей;

·         разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений у детей с последующим ознакомлением учителей с анализом полученных данных.

Психолог образовательного учреждения объединяет в своей деятельности три функциональные нагрузки и работает с тремя субъектами: детьми, педагогами, родителями.

В рамках образовательного учреждения педагогами могут и должны проводиться различные мероприятия, приуроченные ко дню инвалида, а именно, тематические конкурсы рисунков и сочинений, классные часы спортивные соревнования с участием детей с ОВЗ. 

Факторы не способствующие толерантному отношению к детям с ОВЗ:

·         отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;

·         отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;

·         неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;

·         нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся  детей вместе с детьми с ОВЗ;

·         неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

·         трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

С практической точки зрения проблема формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования заслуживает особого внимания со стороны специалистов и ставит перед обществом сложную задачу переосмысления подходов и оценок в обучении, воспитании и развитии данной категории детей. Взаимодействие детей «нормы» и детей с ОВЗ обеспечивает огромное преимущество как для первых, так и для последних (таблица 1).

Преимущества инклюзивного образования

в современном образовательном пространстве

Для реализации процесса успешного формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в рамках инклюзивного образования в ДОУ появляется необходимость в решении следующих задач:

- изучение особенностей формирования толерантности у детей с нормальным развитием;

- выявление особенностей развития толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- определение психолого-педагогических условий, методов и средств, необходимых для формирования толерантности у детей в условиях инклюзивного образования;

- разработка и апробация психолого-педагогических программ, способствующих формированию толерантности у детей в рамках инклюзивного образования.

Также возникает необходимость в изменении отношения самих педагогов к возможностям детей с особыми образовательными потребностями обучаться в условиях общеобразовательной школы. Для реализации этого вопроса важно сформировать у них потребность в повышении психолого-педагогической компетентности .

В ходе формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ нельзя пренебрегать условиями, в которых протекает данный процесс. Наличие самой атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде играет важную роль. В свою очередь, социуму необходимо восполнить недостаток знаний и отсутствие опыта контактов с данной категорией населения, а также в корне изменить свое восприятие этих людей .

Таким образом, поиск эффективных путей и средств инклюзии детей с ограниченными возможностями является важной задачей не только специалистов, работающих в данной области, но и всего общества в целом. Наша задача – сформировать новый тип гражданина, обладающего высокими нравственными качествами, уважающего права и достоинства других граждан, а также проявляющего заботу и толерантность по отношению к другим, и в особенности к лицам с ограниченными возможностями. Толерантность – есть не что иное, как основополагающий принцип инклюзивного образования.

Исследования в данной области могут послужить теоретической базой для создания концепции современного образования, а также формирования современного инклюзивного российского общества.

При этом под толерантным отношением я подразумеваю не жалость и терпимость к таким детям, а уважительное отношение к человеку не зависимо от состояния его здоровья, готовность сотрудничать, взаимодействовать с ним, не акцентируя внимание на внешних особенностях.

Ролик социальной акции "Погуляй со мной" в поддержку детей с инвалидностью

Социальный ролик в поддержку детей инвалидов "МЫ ЕСТЬ"

Социальный ролик "Самый счастливый" Дети с ограниченными возможностями

Социальный ролик - Не все принимают и понимают детей с инвалидностью...

 

 

Направление "Герои", посвященное спортивным достижениям паралимпийских чемпионов.


Паралимпийцы — ярчайший пример того, что человеческие возможности безграничны. Сильные духом люди, спортсмены достигают целей, преодолевая себя и внешние обстоятельства. Они радуются жизни, любят и ценят родных и близких, не пасуют перед препятствиями и добиваются новых побед!

Мы рассказываем о выдающихся спортсменах из нашей паралимпийской команды — представителях Москвы. У каждого из них особенная история, которая учит не сдаваться ни при каких обстоятельствах, вдохновляет преодолевать трудности и идти вперед.

Пекин-2022

Сборная России, которая должна была принять участие в зимних Паралимпийских играх, 6 марта вернулась из Пекина в Москву. Рейс с паралимпийцами в аэропорту встречали сотни болельщиков. Миллионы неравнодушных россиян поддерживают наших спортсменов в этой несправедливой ситуации, когда спорт перестал быть вне политики.

2 марта команды России и Белоруссии были допущены к участию в Паралимпиаде, однако спустя 17 часов Международный паралимпийский комитет изменил свое решение и запретил российским и белорусским спортсменам участвовать в Играх.

В составе российской делегации на Играх находился 71 спортсмен: 33 атлета представляли лыжные гонки и биатлон, 17 — сборные по следж-хоккею, десять — горнолыжный спорт, шесть — сноуборд, пять — керлинг на колясках.

 

Альтернативная паралимпиада 

«Мы вместе. Спорт» в Ханты-Мансийске

 

Альтернативные игры для российских и белорусских паралимпийцев — «Мы вместе. Спорт» — прошли с 18 по 21 марта в Ханты-Мансийске. В них приняли участие порядка 70 российских спортсменов в шести видах паралимпийской программы — лыжные гонки, биатлон, керлинг, сноуборд, горные лыжи и следж-хоккей.

Для нашей страны это не первый опыт проведения альтернативных игр. Подобные соревнования уже проводились в 2016 году после недопуска паралимпийской сборной России на летнюю Паралимпиаду в Рио.

Сергей Шилов оставил большой спорт после полученной в аварии травмы позвоночника. Первые два года Сергей надеялся, что снова встанет на ноги. Потом понял, что чуда не случится. “Об алкоголе я никогда не думал. Меня окружали любящие люди. Я чувствовал ответственность за них”, – говорит Сергей. Шилов с гордостью называет себя универсалом, он участвовал в 10 паралимпиадах: пяти летних и пяти зимних. Шесть раз Сергей становился чемпионом Паралимпийских игр: один раз — в Нагано, три раза — в Солт-Лейк-Сити и два раза — в Ванкувере. “Я прежде всего человек, мужчина. Я должен сам добиваться успеха. Когда такое понимание приходит, то сразу и жизнь меняется, исчезают какие-то ограничения, – уверен чемпион. – Перестаешь жалеть себя”. 

 Трехкратная паралимпийская чемпионка Анна Бурмистрова спортом начала заниматься в возрасте 6 лет. Врачи говорили, что ей, с ее родовой травмой, нельзя тренироваться, что спорт ее “попросту угробит”, но мама Анны, сама в прошлом лыжница, настояла на своем. В результате Анна в 14 лет попала в сборную и начала выступать на международном уровне. Главное, считает спортсменка, “не лениться и не жалеть себя”. Лишь единственный раз Анна пропустила спортивные сборы, потому что была на собственной свадьбе.

Мама Марии Иовлевой отказалась от нее в роддоме. Девочку отправили в Дом малютки, а затем – в интернат для умственно отсталых детей. Маша не слышала и не могла научиться говорить. Благодаря неравнодушным людям и своему бойцовскому характеру с Паралимпиады в Ванкувере Мария Иовлева привезла три медали — две золотых и серебряную. “У нее баланс от природы, — восхищается тренер Маши Александр Поршнев, — ее не надо было учить стрелять, она просто била в цель и попадала”. — “У нас в милиции так не стреляют”, — со знанием дела добавляет второй тренер Маши Игорь Орлов, в прошлом сотрудник МВД.

 Владимир Киселев в возрасте 12 лет попал в аварию. После операции врач сказал ему: “Ничего, ты еще по двору на велосипеде гонять будешь”. Знаменитым велосипедистом Владимир не стал, он стал биатлонистом, двукратным чемпионом Паралимпийских игр-2006. Одну из своих золотых медалей Владимир Киселев подарил тренеру Ирине Громовой, которая верила в его силы, наверное, больше, чем сам спортсмен. Паралимпиада в Турине была первыми зимними Играми Киселева, до этого он занимался легкой атлетикой. В Сиднее Владимир пришел к финишу четвертым. Хотел бросить спорт, не занимался пять лет. Но тренеры, родные, близкие, друзья убедили его вернуться. Говорили, что надо продолжать. И оказались правы.



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ